Утекай (Журнал GRAZIA)
19.12.2022
Екатерина Сахарова
До того, как придти на контактную импровизацию (КИ), знала о ней только то, что это не просто танец, а больше практика, которая позволяет раскрыть себя, услышать голос своего тела за счет контакта с другими людьми. Основатель движения – американский танцовщик Стив Пэкстон. В 1972 году он представил перформанс «Магний», во время которого участники касались друг друга и перетекали из одного положения в другое словно ртуть.
В огромном светлом зале – 20 человек, одни тянутся, другие просто лежат, третьи изгибаются и громко дышат. Чувствую себя неуютно. “Переводите внимание в тело, проверяйте свои ощущения, дышите свободно”, – говорит преподаватель. Занятие начинается.
Мы начинаем медленно ходить по пространству, знакомиться с ним, а потом садимся в круг, чтобы представиться и посмотреть участникам в глаза – на протяжении следующих 6 часов мы будем находиться в близком контакте друг с другом.
Преподаватель дает команду ложиться и принять удобное положение, что довольно непросто: жесткий пол, отсутствие коврика – ерзаю в попытке расслабиться, но мне некомфортно. Из этого положения мы начинаем постепенно перекатываться по залу с закрытыми глазами. Наша задача забыть про внутреннее напряжение и позвонить телу течь слово ток, по пути наименьшего сопротивления. Люди хаотично двигаются в пространстве, принимая разные позы. Удивительно, но на каком-то этапе тело адаптируется и пол уже не кажется таким неудобным. После этого мы начинаем взаимодействовать с партнером – один встает в полупланку, второй начинает бережно, но с усилием давить на его спину, голову, крестец руками. Это упражнение на опору: посредством тела партнера мы начинаем “прорастать” в пол и заземляться. Первое прикосновение дарит странные ощущения: ты боишься сделать что-то неправильно и причинить дискомфорт человеку, но постепенно начинаешь чувствовать как отзывается тело другого и движение становится гармоничным и непрерывным. Дальше – больше. Партнеры снова меняются. Теперь “перетекая” друг в друга мы должны пройти от одного конца зала в другой. Это упражнение мне дается с трудом: во-первых, новый партнер, к которому нужно привыкнуть и довериться, а во-вторых, движения, требующие не только максимального расслабления, но и физической подготовки. Надо сказать, что во время “танца”, который, кстати, редко сопровождался музыкой, задействованы все мышцы – в контактной импровизации есть элементы как силовых, так и стрейчинга. Из-за того, что много элементов выполняется на полу, у меня сильно устали колени и в целом ощущалась физическая усталость.
Я все еще в зажиме и не могу отдаться процессу, а видя как пластичны остальные, чувствую себя Буратино. “С какого занятия будет заметен прогресс?”, – спрашиваю у преподавателя. “Прямо сейчас, если ты отпустишь голову и будешь слушать тело”, – отвечает она. Я, правда, очень стараюсь. Лучше всего получается “растечься» и стать одним целым с партнером, если закрыть глаза и постараться остановить поток мыслей. Недаром, КИ называют медитацией в движении. В этом танце не может быть правильной или неправильной техники, важно расслабиться и плыть по течению.
На третий час занятий, когда мы уже выполнили несколько упражнений с разными партнерами, я начинаю получать наслаждение от происходящего, хотя поначалу думала, что надолго меня не хватит. Да и люди, которые были чужими еще несколько часов назад, уже кажутся если не родными, то точно хорошими знакомыми.
Контактная импровизация, по сути, телесная практика, которая учит доверять миру, принимать его, менять паттерны своего мышления, которое привыкло действовать по заданному маршруту. И, главное, слышать язык своего тела. Чтобы достичь этого кому-то достаточно нескольких занятий, другим – годы обучения. Последний, видимо, мой вариант, поскольку после нескольких занятий я так и не смогла отпустить голову и следовать за телом, однако именно КИ мне дало понимание того, что мы в силах изменить не только траекторию движения в этом конкретном зале, но и перенести опыт в свою жизнь и попробовать выйти за рамки привычного.
Категории
Облако Тэгов
Последние статьи
-
Что вы считаете самым захватывающим в Контактном Перформансе со стороны зрителя? (Мариша Баранова (Перевод))