Мысли о КИ: вопрос терминологии

Вы здесь и сейчас: Главная / Библиотека / О контактной импровизации / Мысли о КИ: вопрос терминологии
Мысли о КИ: вопрос терминологии Дэниел Лепкоф - Центр Контактной Импровизации в Москве (КИМ)"

Мысли о КИ: вопрос терминологии

24.10.2015
Дэниел Лепкоф

После прочтения описания КИ в объявлении о событиях июля в «Исследовании движения» в «Нью-Йорк Контакт», я написал следующий ответ.

9 июля 2003

Привет всем участникам «Исследования движения»!

Я прочёл определение контактной импровизации в объявлении о ваших июльских мероприятиях и увидел прекрасную возможность сказать нечто, что даст людям более полное понимание того, чем же является КИ. Вопрос терминологии годами не находил своего решения, и для многих молодых танцоров, даже тех, кто активно и много изучал КИ, терминологическая база того, что же они изучали, является совершенно неизвестной сферой.

Определение КИ от «Исследования движения» таково:

«Контактная импровизация — форма парного танца. Использует такие навыки, как перекаты, расслабление, работу с переносом веса, ориентацией в пространстве, подъёмами, падениями, поддержками, распределением точек приложения силы в движении для плавного физического контакта и радостного танца. На этих еженедельных классах, открытых для людей всех уровней физической подготовки, преподавание осуществляется учителями-танцорами вне школ и организаций.»

Отличительная определяющая черта КИ — это не обучение специальным навыкам движения (подъёмы, падения, поддержки), а развитие навыка наблюдения за реакцией тела, его отдачей. КИ — это своеобразное обрамление для картины работы рефлексов, наблюдение за которой даёт понимание некоторой глубокой подсознательной разумности физической составляющей тела. В использовании слова «парный» есть намёк на скрытую картинку, изображающую современный танец или танцоров балета, выполняющих сложные отточенные тренировками специфические поддержки.

Также меня немного нервирует описание танца как «радостного», в то время как в реальности ощущения и опыт танцора являются куда более сложными, ведь самое интересное в танце — то, что он делает нас открытыми для всех видов ощущений и фантастических картин, которые нельзя описать словами. Слово «радостный», возможно, даёт понимание танца как развлечения, забавы, но не указывает и не описывает реальности, когда в один момент умещаются не только радостные переживания, но ещё и ощущение дискомфорта, трудностей, как и всегда бывает в жизни.

В каждый миг движения ответ тела на физически существующую ситуацию сильно отличается: это может быть использование имеющихся навыков или процесс обработки информации с помощью всех органов чувств и создания уникального ответного движения. Первое — это применение прописанных в словаре движений или вариаций, такой путь ведёт к выбору из множества вариантов или напрямую к универсальному ответу. В то время как второе — это процесс ответа на импульс, и процесс этот состоит из такого количества деталей и ощущений, что его никогда не встретишь во время повторяемого воспроизведения навыков в паре. Учитывая физический процесс ответа на движение, мы осознаём наличие у тела собственных «знаний» и учимся ценить различия в том, как люди двигаются. Это удивительное новшество, которое ввела КИ, вот почему она является формой исследования движения как такового. Эта разница настолько грандиозна, что, думаю, многие люди пересмотрят то, как они занимаются КИ — ведь на самом деле они ничего о ней не знают.

Поскольку все виды активности, используемые КИ, глубоко естественны, нет ничего удивительного, что они обнаруживаются случайно. Тем не менее, эта «случайность» никак не похожа на ту, что проявляется во время перфоманса, работы на публику. Я не единожды наблюдал за тем, как люди, исполняющие прекрасные импровизации на джемах, во время перфоманса впадают в парализующее отчаяние и смятение, начиная чувствовать ответственность перед аудиторией, а не за ту работу, которую они ей презентуют.

Интересуясь формами импровизации как материалом для перфомансов, я понимаю, что иметь представление о контактной импровизации в целом — это первый, и очень важный шаг к пониманию её хореографии. Я думаю, это важно — хотя бы через такое вот письменное общение дать определение этой формы танца, чтобы иметь возможность выбирать учителей, чья концепция вам подходит более всего.

Что же касается первого предложения в описании КИ, предлагаю следующее:

«Контактная импровизация — это форма парного танца, которая создаёт условия для наблюдения за функционированием рефлексов тела и нашими естественными способностями отвечать необычным физическим условиям, создающимся через соприкосновение любого участка нашего тела с партнёром или полом.»