Фридайвинг и Контактная Импровизация (КИ) в Воде

Вы здесь и сейчас: Главная / Библиотека / Контактная Импровизация в воде / Фридайвинг и Контактная Импровизация (КИ) в Воде
Фридайвинг и Контактная Импровизация (КИ) в Воде - Александра Безроднова - Центр Контактной Импровизации в Москве (КИМ)"

Фридайвинг и Контактная Импровизация (КИ) в Воде

22.01.2017
Александра Безроднова

Чем занятия КИ в воде полезны для практики фридайвинга?

Рассмотрим несколько аспектов:

1. Детальное расслабление

Основа эффективного погружения во фридайвинге — своевременное расслабление групп мышц, не задействованных в каждой конкретной фазе гребка. Основа своевременного расслабления — детальное осознавание и управление тонусом разных групп мышц, а также навык замечать и отпускать непроизвольно возникающие напряжения. Особое внимание фридайверы уделяют работе с автоматическими напряжениями в задней поверхности шеи. Они негативно влияют на кровоснабжение головного мозга и мешают качественно выравнивать давление в воздушных полостях.

Именно навыку локализации и отпускания напряжений уделяется наибольшее внимание в практике КИ, и особенно в дисциплине «КИ в воде».
Результат — обучающиеся детально управляют своим телом, а следственно, и состоянием нервной системы, могут переключаться между разными состояниями произвольно.
2. Минимальное усилие

Второй аспект практики КИ в воде, как и во фридайвинге, — эффективность движения с минимальными энергетическими затратами.

Помимо техники плавания, существует множество других способов двигаться в пространстве воды. Танцующие движутся, опираясь на свойства самой воды, на возможности, которые даёт анатомическая конструкция тела, а также на игру с физическими силами и законами, которые работают в воде. Их эффект отличается от сил, с которыми мы встречаемся на суше. И отличается настолько, что без достаточного опыта человеческий мозг «теряется», и порой принимает не самые эффективные решения по части движений. При должном обучении тело осваивает новые способы движения в воде, отличные от плавания, и его движенческий репертуар расширяется. Тогда у ныряющего есть возможность выбрать наиболее эффективное и наименее затратное движение в каждой нестандартной ситуации.

Приведём примеры:
а) Паттерны движения

В качестве контекста для рассмотрения паттернов движения в воде возьмем последовательность yield — push — reach — pull» (сдаваться — толкать — дотягиваться — притягивать), которая, согласно основам движения по Бартеньефф (Bartenieff Fundamentals of Movement), является базой любого движения человеческого тела в пространстве.

Ссылка на статью Паттерны развития движения

Довольно привычно для людей, оказавшихся в воде, толкаться о воду для того, чтобы поменять своё направление, развернуться, переместиться. Обычно в таких целях используются выученные ранее плавательные гребки или относительно хаотичные быстрые толкательные движения рук и ног.

В эти моменты опытному глазу становится видно, что из всего богатства типов движений, предусмотренных природой, человек автоматически выбирает «push» (толкание), которое является весьма энергетически затратным, и игнорирует другие базовые элементы движения, которые помогли бы ему добиться того же результата с большей эффективностью и меньшим усилием.

В примере с разворотом, находясь в воде, куда эффективнее толкания (push) работает элемент «reach» (дотягивание) в сочетании с yield (сдавание, отпускание). Например, лёжа на спине на поверхности воды, вы можете повернуться лицом вниз, или сделать полный оборот на 360º, следующими разными способами:
несколько раз оттолкнуться руками от воды вокруг себя;
один раз потянуться за пальцами одной руки (reach), таким образом позволить телу уйти в спираль, и отдохнуть, позволив воде далее раскрутить эту спираль (yield);
потянуться головой, инициируя движение от области глаз (те же reach и yield);
собрать к центру гомологичные конечности — например, правые руку и ногу, склонить голову в ту же сторону (принцип body halfs, или гомологический паттерн движения). Принцип body halfs принадлежит к более длинной цепочке паттернов развивающего движения (Developmental Movement), которые мы рассмотрим в отдельной статье;
через бок приблизить друг к другу макушку и копчик (принцип head and tale из Developmental Movement  ).
б) Скорость отталкивания

Тоньше понимая свойства воды, движущийся обнаруживает, что отталкивание от опоры в воде происходит более эффективно и переносит на большее расстояние, если оно предварено замедлением и внимательным контактом с опорой (yield). Секрет прост — в момент контакта с опорой тело имеет возможность «считать» её свойства, и выбрать более точную работу мышц и направление толкания, чем когда отталкивание поспешно и автоматично. То есть, заменяем push на yield + push.

Тоньше понимая свойства воды, движущийся обнаруживает, что отталкивание от опоры в воде происходит более эффективно и переносит на большее расстояние, если оно предварено замедлением и внимательным контактом с опорой (yield). Секрет прост — в момент контакта с опорой тело имеет возможность «считать» её свойства, и выбрать более точную работу мышц и направление толкания, чем когда отталкивание поспешно и автоматично. То есть, заменяем push на yield + push.

3. Основные навыки

Занимаясь КИ в воде, учащиеся осваивают следующие базовые навыки:

замедление, вплоть до полной остановки — на уровне физического тела и на уровне состояния;
переключение между разными состояниями и скоростями;
расслабление, произвольный контроль мышечного тонуса;
осознавание положения разных частей своего тела в воде;
движение в водной среде, основанное на внимательном чувствовании потоков воды;
движение без усилий, с опорой на базовые паттерны и рефлексы;
взаимодействие с партнёром, сопровождение расслабления другого человека.

Результат
Расширение репертуара движений:

У обучающихся возрастает разнообразие возможностей управления своим телом. Это может быть особенно интересно фридайверам, которым кроме тренировок вдоль троса интересен также рекреационный фридайвинг.

Эффективное движение в не заученных ситуациях:

Если человек имеет чуткий и внимательный контакт со своим телом, умеет пользоваться основами движения и имеет и практическое знание о свойствах воды на уровне физического опыта, то в непредвиденных ситуациях у него сильно возрастают шансы на разумное и оптимальное движенческое поведение, по сравнению с человеком необученным.

Самостоятельное исследование:

Так как контактная импровизация — это танец-эксперимент, то обучающиеся естественным образом приходят к тому, что начинают проводить собственные эксперименты. Следуя своим уникальным интересам, они обнаруживают новые детали и способы движения и состояний, о которых ни они, ни другие не знали раньше. КИ открывает поле для творческих лабораторий, которые приносят новые, неожиданные плоды.

Удовольствие и забавы:

Игра, встреча, взгляд, прикосновение, взаимодействие с партнёром через опору или на расстоянии, создаёт неповторимый импровизационный танец — не важно, выбрали ли вы себе в партнёры дельфина, манта-рея, человека, дно бассейна или само море. КИ в воде — это способность получать очень чистое, детское удовольствие от физической игры. Это способность чувствовать радость и восторг, экспериментируя, изнутри наблюдая красоту собственного танца.

Автор статьи — Александра Безроднова, социальный психолог, тренер, международный преподаватель КИ и КИ в воде, экоактивист, фридайвер

www.ci-thai.com
www.savedolphins.net

Оригинал статьи