Еженедельный журнал БУДЬ ЗДОРОВА «КИ: эксперимент на себе»

Вы здесь и сейчас: Главная / Библиотека / Пресса и Телевидение о КИ и перформансе / Еженедельный журнал БУДЬ ЗДОРОВА «КИ: эксперимент на себе»
Еженедельный журнал БУДЬ ЗДОРОВА "КИ: эксперимент на себе" Ксения Лошманова - Центр Контактной Импровизации в Москве (КИМ)"

Еженедельный журнал БУДЬ ЗДОРОВА «КИ: эксперимент на себе»

28.04.2012
Ксения Лошманова

Не так давно я наслушалась от знакомой восторженных рассказов про то, что после танцевальных курсов по контактной импровизации, тело начинает буквально летать. Чтобы выяснить, что это за чудо такое, я отправилась на пробное занятие. Предварительно (благодаря Интернету) о контактной импровизации удалось выяснить следующее: это разновидность спонтанного танцевального диалога, участники которого могут двигаться лежа на полу, сидя на корточках или стоя на четвереньках, а иногда балансируя друг у друга на плечах. Что в контактной импровизации надо уметь отделить «физику» (то есть биомеханику и силы гравитации) от «химии» (эмоций и сексуальности), используя в танце только первое. И что новичкам это обычно удается с трудом.

Почувствуй себя гаечным ключом

После долгого плутания по зимней тьме египетской я, наконец, попадаю в зал, где человек двадцать сидят кружком и рассказывают по очереди, как их тело реагирует на наступившие холода. Очередь доходит до меня, я что-то бурчу про то, что не люблю зиму.

Знакомлюсь с преподавателем. Это Анджела Доний, уроженка Кишинева, профессиональный балетмейстер, которая 8 лет живет в Москве и преподает технику КИ. Анджела сообщает, что я попала в продвинутую группу. Поэтому если мне будет больно или неудобно делать упражнение, лучше отказаться. И после этого начинает показывать новое (особенно для меня) упражнение «автострады». Руки — это «машины», а «трассы» — это весь рельеф тела партнера. Сначала «ездят» только ладони, потом в ход идут предплечья, локти. «Трасса» меняет рельеф: тело партнера мягко переворачивается и, повинуясь незаметному движению, «вырастает» — упираясь руками, встает на колени и выпрямляется. Анджела, не отрываясь, «контактирует» уже и плечами, и шеей, и головой, и спиной. Они кружатся и танцуют. Все это безумно красиво.

Теперь каждый находит себе пару. Я ложусь на пол, исполняя роль «ландшафта». Серьезный молодой человек садится рядом в расслабленной позе. С помощью его рук я превращаюсь в «автострады»: ощущения довольно приятные, особенно нравится перекатываться, меняя «рельеф». Сложно подняться и выпрямиться, следуя за рукой партнера. Мешает ощущение, что надо «поймать момент»: ведь все должно выходить спонтанно.

Родоначальник контактной импровизации — американец Стив Пэкстон, нью-йоркский танцовщик, ученик одного из известнейших хореографов в стиле модерн, Мерса Кэннингема. В 1972 году Стив и еще 11 танцоров показали работу под названием «Magnesium» («Магний»): в течение 10 минут они непрерывно сталкивались, валялись, прыгали и бросали друг друга. Возможности, открытые в этой работе, Стив исследовал в танце и импровизациях с танцорами, атлетами и даже инвалидами. Первыми учениками контакта стали игроки в американский футбол. Пэкстон изучал йогу, айкидо, release-technique, гимнастику, акробатику, пилатес, медитацию, стрейч, элементы которых стали частью КИ. Но ее основными моментами стала не техническая сторона, но, прежде всего, любопытство и удовольствие, которое получает тело от контакта с телом партнера. Стив Пэкстон говорил: «Контактной импровизации научить нельзя, но ей можно научиться».

Перемена ролями мне нравится больше. В какой-то момент мозг перестает оценивать движения, не мешая спонтанному танцу происходить. Все вокруг явно получают удовольствие от «контакта».

Второй этап сложнее — меняем руки и ноги местами: ноги скользят по «ландшафту», а руки служат опорой. Очень трудно почувствовать легкость в ногах и сделать их движения плавными. Про то, чтобы встать на руки и закинуть ноги ему на плечи, — вообще молчу. Мой напарник в это время, желая «убыстриться», все время пытается принять на свою спину мой вес, чтобы я через него перекатилась. А я постоянно теряю «точку контакта» и танец получается разорванным. Наконец, у меня сводит левую ступню, доделываю упражнение кое-как.

Под конец мы соединяем обе части упражнения под музыку, после чего меняемся партнерами. Ко мне подходит крупноватый низковатый мужчина: он уже явно не здесь, и, не переставая, кружится, отталкиваясь от моей головы своею.

Все движутся совершенно по-разному: согласно своему ритму и своей пластике. Лишние килограммы, если они у кого-то и есть, совсем не мешают перекидываться через голову и перекатывать партнера через себя. Никто не комплексует.

После тренинга все снова садятся в круг и обсуждают случившееся. Одна из участниц говорит, что цель занятия, как ей показалось, была в том, чтобы почувствовать свое тело гаечным ключом: «Я могу и так, и эдак». Очень точное замечание.

После класса некоторые продолжают танцевать, уже как хотят, другие делают партнерам расслабляющий массаж, третьи (и я присоединяюсь к ним) сидят на периферии и наблюдают. «Танцы на льду», — говорят рядом, глядя на пару мужчин, которые кружатся, на ходу упираясь друг в друга. Приходят еще люди и в полной тишине катаются по полу, ползают, вращаются, поднимают друг друга. Как во сне.

Послевкусие

Было трудно сказать «нет» партнеру, когда под конец тренинга свело ногу. Я еще раз подумала о своей зажатости и способности прятать в себе ощущение дискомфорта.
Надевайте наколенники! Уже через несколько часов мои коленки покраснели, опухли и жутко болела пятая точка, на которую я постоянно плюхалась, пока «ползала» по полу.
Надо снять с себя все, что может случайно помешать танцу (часы, украшения), и оставлять вместе с обувью и лишней одеждой у стен. Мне пришлось снять очки. Оставшись со своей близорукостью один на один, я обычно начинаю не только хуже видеть, но и слышать и вообще контролировать происходящее вокруг. Тем, кто опасается утратить контроль над ситуацией, лучше приходить на занятия в линзах.
После «класса» чувствуешь позитивную усталость, как после лыжной прогулки, занятия гимнастикой или любовью. При этом вроде бы ты во всем участвуешь, но в то же время видишь происходящее — и
себя в этом происходящем — со стороны. Например, в метро легко лавируешь в потоке людей.

Что дает контакт?

Свобода быть самим собой. Принципы, освоенные в КИ, начинают работать и в обычной жизни, утверждают контактники. Одни учатся любить свое тело и принимать себя такими, какие есть — толстые они, лысые, маленькие или верзилы. Другие ищут новые формы общения. Третьи хотят через танец быть принятыми другими людьми и породниться с ними. Для четвертых это — «телесный кокаин». Пятые упиваются свободой, которую дает телу контакт.

Лететь и не бояться. КИ помогает побороть страх травмы и падения. Анджела Доний говорит: «Все ушибы, синяки новичков — от страха упасть. Тело должно быть мягким. Пьяный, падая, не думает о том, что он сейчас ударится, поэтому синяков и ссадин на нем обычно меньше». В КИ как раз «на ощупь» понимаешь, что тело мягкое и округлое, так же как сама природа без углов. Учишься быть таким же обтекаемым, пластичным.

Быть в потоке. Все контактники говорят о «состоянии потока». Чтобы его понять, нужно вспомнить феномен «второго дыхания». Оно открывается не только в занятиях спортом, но и в бытовых ситуациях (в деловых переговорах, при первом знакомстве). Это момент, когда объект разговора становится понятным обоим участникам диалога. То же самое и с потоком: найдя его, испытываешь радость, внутреннее тепло — как при вдохновении.

Четкость мышления. Контактная импровизация помогает осознанно относиться к своему телу. Задача не в том, чтобы заставить молчать ум (говорить — это его природа), но в том, чтобы научиться просто наблюдать за собой, «отпустить» свое тело при одновременно «говорящем» уме. После тренинга возникает четкое понимание происходящего вокруг. «Я вижу четко, я мыслю ясно», — замечают бывалые.

Есть контакт!

Цель курсов по КИ для начинающих — научиться осознавать свое тело, быть активным и расслабленным, не просто перемещаться, а быть именно движением, делить пространство с партнером и просто ему доверять. Наконец, здесь научат правильно обращаться с инерцией и весом тела, двигаться в объемном пространстве, не бояться травм и падений. Покажут, что такое «точка контакта», «маленький танец», ведение-следование, баланс-контрбаланс, прикосновение и поддержка.

Если вы решили заниматься КИ всерьез, для обратите внимание на специальные мастер-классы (например, класс Анджелы Доний и Александра Гиршона «Щедрость и роскошь контактной импровизации»), международные конференции и фестивали контактников. Это особенно актуально для профессиональных танцовщиков, находящихся в рамках классической хореографии. КИ для них — настоящая лаборатория движения. Кстати, многие профи стараются танцевать с новичками, чтобы почувствовать прелесть поиска. Ведь даже в КИ возникают шаблоны.

Оригинал статьи